География, геоинформационные системы и технологии

Значение слова «география» – «землеописание» – прочно закрепилось в сознании любого более или менее усердного школьника вместе с «архаичным» образом географии – науки, отвечающей на вопрос «где?», то есть изучающей, главным образом, размещение природных и антропогенных объектов на поверхности Земли. И действительно, на протяжении многих веков бесчисленные поколения людей собирали разнообразнейшие сведения о географическом пространстве, заполняя «белые пятна» на карте. Все это время трудно было усомниться в необходимости существования единого свода этих знаний – науки географии.

Чем меньше на карте оставалось «пустот», тем увереннее географы отвечали на традиционный вопрос «где?». Но вопросу «где?» всегда сопутствует другой – «почему?», ответ на который требует синтеза и глубокого научного анализа сведений, полученных при «землеописании». К ХIХ веку суша была уже открыта и в основном описана, и с этого времени на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции географии. Попытки ответить на многие «почему?» способствовали углублению географических знаний. И, далее, возникновению в рамках ранее единой «энциклопедичной» науки узких научных направлений, имеющих собственные объекты исследования, каждый в отдельности служивший предметом изучения географии. Так появились: геоморфология, гидрология, климатология, ландшафтоведение, социальная и экономическая география и многие другие частные географические науки. География стала похожа на огромное дерево с большим количеством толстых и тонких ветвей – направлений и отраслей научного знания. Дальнейшее размежевание узких направлений привело к глубокой дифференциации ранее единой географии. Причем на фоне динамичного развития частных географических наук собственно география осталась как бы «не у дел», потеряла свое предметное поле.

Однако закономерности формирования и развития любого природного и антропогенного объекта или явления могут быть объяснены только с учетом всей совокупности воздействующих на него факторов. И в этой связи география, как целостная наука, пережила второе рождение. Постепенно вырастая из данных, выводов и теоретических концепций ученых ХIХ и начала ХХ веков, она сформировала собственный подход к изучению природы и общества, базирующийся на представлении о взаимосвязи и взаимообусловленности протекающих на Земле процессов и явлений. Географический подход – это умение видеть в географическом объекте или явлении целую систему закономерно сочетающихся элементов. Причем функционирование и развитие любой географической системы порождает новые свойства, не присущие ни одному из элементов в отдельности, и поддерживают ее устойчивое существование. Этот подход и стал «цементом для стяжки» отдельных блоков отраслевого географического знания, теоретической основой дальнейшего развития узких научных направлений. Тесному взаимодействию отраслевых наук способствует и то, что самые актуальные современные географические проблемы имеют междисциплинарный характер. Для их решения необходимы усилия многих специалистов, а исследования по общей проблематике стирают грани между науками.

Современная география – это целая «семья» (комплекс) естественных и общественных наук, изучающих природные и социально-экономические системы и их компоненты; их пространственную организацию, динамику, эволюцию и взаимодействие. Чем же она занимается?

В известной мере описательное направление географии не потеряло своего значения и в настоящее время. Так, продолжаются исследования дна Мирового океана: только во второй половине ХХ в. человечество узнало о существовании планетарной системы срединно-океанических хребтов, а в 80-х годах того же века о так называемых «черных курильщиках». Однако в настоящее время под географическим открытием понимается не столько территориальное, сколько теоретическое – появление новых идей в предметном поле науки: установление причинно-следственных связей, формулировка закономерностей, создание теорий. Нужно сказать, что как в географии вообще, так и в отраслевых географических науках в частности, масса накопленных фактов до сих пор не имеет удовлетворительного научного объяснения. Более того, многие факты вообще не могут быть объяснены в рамках доминирующих теорий. Современный этап развития географии – это и этап поиска новых методов и приемов исследования. Так, в географию широко внедряются количественные методы. Математизация географической науки проявляется и в создании геоинформационных систем и математических моделей различных природных и социальных процессов. Во всех отраслях географической науки широчайшее применение получили космические методы исследования. В современной географии даже пытается утвердиться новая отрасль знания – космическое землеведение. Кроме того, еще со времен Страбона география была призвана выполнять некий «социальный заказ» - решать те или иные прикладные задачи. В настоящее время одними из важнейших прикладных направлений географии являются: разработка рекомендаций по рациональному использованию природных ресурсов и созданию оптимальных условий для жизни и деятельности человека, а также прогноз дальнейших состояний географической оболочки.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях. Кроме этого - государственное планирование и регулирование на разных территориальных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности; программы устойчивого развития; социально-экономический и статистический мониторинг; федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития; миграционные и этнокультурные процессы; объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения.

Бакалавр по направлению подготовки 05.03.02 География готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • проектная;
  • производственная;
  • научно-исследовательская;
  • контрольно-ревизионная;
  • административная;
  • педагогическая.

Бакалавр по направлению подготовки 05.03.02 География должен быть подготовлен к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального планирования, проектирования и прогнозирования.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Бакалавр по направлению подготовки 05.03.02 География должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • в проектной и производственной деятельности:
    • разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектирование типовых природоохранных мероприятий;
    • эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;
    • региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов;
    • разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию;
    • территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование;
    • проектирование социально-экономической и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах;
    • мониторинг социально-экономических, в том числе демографических, миграционных и этнокультурных процессов;
    • проектирование туристско-рекреационных систем, разработка туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;
    • решение инженерно-географических задач;
  • в научно-исследовательской деятельности:
    • проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
    • оценка воздействий на окружающую среду, выявление и диагностика проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы, решение эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
    • анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
    • анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, форм организации жизни общества, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
    • оценка туристско-рекреационного потенциала территорий под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
  • в контрольно-ревизионной деятельности:
    • подготовка документации для комплексной географической экспертизы различных видов проектов;
    • участие в контрольно-ревизионной деятельности, социально-экономическом и экологическом аудите;
    • участие в разработке и внедрении стандартов качества жизни населения;
    • в административной деятельности:
    • участие в работе административных органов управления;
  • в педагогической деятельности:
    • учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования (согласно профилю ООП бакалавриата).